КРЫША ПОЕХАЛА?
Реформа жилищно-коммуального хозяйства по-русски
Реформа жилищно-коммунального хозяйства сейчас “притча во языцех”. Говорят об этом как в высших властных кругах, так и на скамейке у подъезда. При обилии информации, тем не менее, никто не может сказать, в чём же именно заключается смысл данной судьбоносной реформы, кроме постепенного перехода к оплате квартиросъёмщиками 100% коммунальных услуг.
Впереди планеты всей в этом вопросе оказалась Москва, которая ещё в 1992 году взялась перестраивать свою систему ЖКХ. Увидел свет Закон «Об основах федеральной жилищной политики”, вышедший в том же 1992 году. В нём был узаконен акт выселения неплательщиков из собственных квартир в жильё похуже. После повальной приватизации это стало невозможно, да и другие причины помешали воплотить в жизнь данный коварный план.
Следующие годы выдались поспокойнее, и лишь в 1997 году младореформатор Борис Немцов разработал концепцию новой реформы, которая предполагала создание конкуренции между теми, кто предоставляет жильцам коммунальные услуги, а заодно и уход от дотационных выплат (читай: повышение квартплаты). Тогда реформа снова застопорилась и только с приходом к власти президента Путина родилось новое творение, впитавшее энергетику всех своих предшественников: “Как нам реформировать ЖКХ”, подготовленное центром стратегических разработок Германа Грефа.
Согласно проекту, государство теперь не будет платить 60 и более процентов от стоимости жилья и коммунальных услуг, как оно делает сейчас (что, по утверждению самих государственных мужей “съедает” треть бюджетов всех уровней), а перейдёт к так называемой адресной системе дотирования через персональные счета граждан. Система дотирования предприятий, льгот и адресных субсидий малообеспеченным семьям теперь войдёт в единую жилищно-коммунальную субсидию (ЕЖКС). Адресность выплат должна сэкономить государству более 60 млрд. рублей в год. Будут введены индивидуальные счета, на которые государство будет перечислять целевые средства оплаты за газ, свет и т.д. Данные средства (внимание!) будут получать лишь те семьи, которые являются малообеспеченными. Согласно букве закона, если полная стоимость ваших коммунальных платежей составляет сумму меньшую, чем 22% совокупного дохода вашей семьи, то вы причислены к зажиточным и будете оплачивать все 100% счетов, приходящих вам. Всё свыше этой суммы “благородно” согласилось взять на себя государство. Давайте прибегнем к несложным арифметическим подсчётам. Допустим, в квартире живут двое, каждый из которых получает по 2 тысячи рублей (согласитесь, зарплата, по нашим временам весьма невысокая), т.е. общий доход 4 тысячи. 22% от этой суммы составляет 880 рублей. Если коммунальные платежи не превышают этой суммы, то данная семья будет оплачивать их полностью из своего кармана. Они зажиточные!.. Даже если получат по тысяче рублей на “брата”, то должны будут выложить 440 “целковых” в месяц. Остальное им компенсируется через пресловутые ЕЖКС.
После введения данной системы мы, квартиросъёмщики, должны якобы начать влиять на предприятия и организации, предоставляющие нам коммунальные услуги, выбирая из них лучшие и приводя тем самым к возникновению конкуренции. Как мы будем это делать?! Другая организация, вместо горгаза, предоставит свои услуги? Даже если такая найдётся, то сможет ли она проложить свои трубы к каждой квартире, которая пожелает пользоваться этими самыми услугами. Разве возможно, чтобы 70% жильцов в какой-нибудь “хрущовке” получали свет от горэлектросети, а остальные от другой организации? Абсурд! Выполнить подобное даже технически невозможно. И всё это в равной степени применимо ко всем поставщикам коммунальных услуг.
Единственное, на что мы сможем (теоретически) повлиять – это на услуги, предоставляемые ЖРЭУ и иными конторами, которые должны ремонтировать наши трубы и крыши, лифты и подъезды. То, что мы приватизировали квартиру, сейчас не означает, что мы вольны выбирать организацию, которая будет нас обслуживать. Более того, если у нас потёк кран, то каждый пришедший сантехник сразу заставит покупать новый за свои средства, а потом начнёт вымогать деньги за работу. Муниципальному бюджету на это наплевать, потому что он сам деньги за нас перечисляет не полностью и не вовремя, платя тому же слесарю зарплату в тысячу рублей и намеренно толкая его на вымогательство. Так вот, согласно новой реформе, мы можем выбирать, кому платить за то, что нам поменяют окно в подъезде или кран в нашей собственной квартире. Мы получаем это право потому, что теперь за каждый чих будем выкладывать рубли из собственного кармана. Государство самоустранилось от наших проблем, по-прежнему оставив за собой право получать доход от ставшего по сути нашим приватизированного жилья.
Можно предположить, что возрастёт количество чиновников, потому что новая система субсидий через персональные счета неминуемо потребует контроля, анализа, статистики, нового штата для оформления справок о совокупном доходе семьи, отслеживания поступлений средств на персональные счета малоимущих граждан – вот вам благодатная почва для взяточничества и коррупции на всех уровнях. Сколько из вырванных из наших рук средств реально пойдёт на пользу государству, то есть нам? Вы уверены, что при 100% оплате жилья и коммунальных услуг в два счёта отомрут ЖРЭУ и на рынке появятся шустрые частные компании, предоставляющие качественные и недорогие услуги по ремонту жилья? А куда денутся эти самые ЖРЭУ? Не хлынет ли в Россию капитал для того, чтобы скупить их вместе с оборудованием и инженерными коммуникациями? Этот бизнес по доходности, пожалуй, сможет конкурировать с продажей наркотиков, поэтому честным и порядочным компаниям работать не дадут. Выбирать мы будем из тех же, кто сейчас дерёт втридорога, но называться они будут ООО, ТОО и иметь частного хозяина.
Вывод напрашивается сам собой: эта так называемая “реформа” нужна не нам, гражданам. Она лишь позволит дополнительно нажиться на наших очень скромных доходах, заставив платить баснословные деньги за гнилые стены и протекающую крышу над головой. С миру по нитке – реформаторам на кафтан!
Время написания: 2002 год.