ЗЕМЛЮ КРЕСТЬЯНАМ?

В сентябре текущего года Государственная Дума Российской Федерации “дала жизнь” Земельному Кодексу (ЗК), что вызывает массу споров и разночтений, причём мнения высказываются кардинально противоположные.

Дабы анализировать проблему, необходимо обратиться к отечественной истории землепользования и землевладения. До 1861 года земельного вопроса в России практически не было, потому что земля принадлежала либо помещикам, либо государству, либо церкви. Соответственно не было и сомнений по поводу того, должен ли землепашец владеть землёй – он был крепостным крестьянином и не имел не только собственности, но и элементарных гражданских прав. С отменой крепостного права выяснилось, что мало дать человеку свободу, он ещё и землю потребует. Вошла в жизнь система выкупа у помещика обрабатываемых земель крестьянами или, что случалось значительно чаще, крестьянскими общинами. Выходя из общины, крестьянин терял право пользования землёй. В начале XX века известный реформатор и политический деятель Пётр Столыпин закрепил систему выхода крестьян из общины на хутора и отруба и полностью отменил выкупные платежи за наделы. Столыпинская реформа характеризовалась также “принудительным землеустройством” с поощрением переселения крестьян на пустующие земли Сибири и Дальнего Востока с целью их скорейшего освоения. К 1915 году треть крестьянских дворов в губерниях европейской части России стали единоличными и свыше 4 миллионов гектаров земли перешли во владение крестьянских хозяйств.

Реформа канула в лету благодаря постановлению Временного Правительства, а сама система крестьянского землевладения была полностью разрушена пришедшими к власти большевиками, которые сразу издали Декрет о земле, полностью национализировавший всю землю. Судьбу собственников, прозванных презрительно “кулаками” рассказывать никому не нужно – у многих пострадали родные. В образованных “коллективных хозяйствах” (колхозах) и “советских хозяйствах” (совхозах) люди трудились не покладая рук, заслужив в награду фикцию в виде трудодней и мизерную пенсию. Они в одночасье лишились не только земли, но и имущества, необходимого для ведения сельского хозяйства.
Так было до недавнего времени. С приходом “новых реформаторов” во главе с Борисом Ельциным сразу же предпринята попытка отмены государственной монополии на землю, а сельскохозяйственные угодья были безвозмездно переданы коллективным и крестьянским хозяйствам. А в 1993 году принята Конституция РФ, за которую мы дружно проголосовали, даже не прочитав как следует, где в статье № 36 чёрным по белому записано, что каждый гражданин имеет право собственности на землю. С тех пор утекло много воды, а федерального закона, регулирующего оборот земли, мы так и не имели.

Тогда и появился проект Земельного Кодекса, внесённого в Думу фракцией “Союз правых сил”, который предусматривал свободную куплю и продажу земельных участков “при разумных и обоснованных ограничениях”. Обсуждение и решение вопроса сильно затянулось (в том числе из-за смены президентов), но вопрос был вопиющим, а значит, чёткого решения всё-таки требовал. Владимир Путин, ставший из и.о. президента главой государства, даже говорил о возможности проведения по этому поводу референдума. Потом эта идея как-то сама собой забылась, и наши избранники из верхней и нижней палат парламента взялись решать земельный вопрос самостоятельно.

Один из разработчиков ЗК министр экономического развития и торговли Герман Греф заметил, что данный документ является логическим завершением приватизации. Он позволяет наконец-то выкупить в собственность земли несельскохозяйственного назначения, которые составляют что-то около 20% всех земель России, и пополнить казну доходами от земельного налога.

При принятии эпохального документа в нескольких чтениях депутаты не могли не обойтись без театрализованного представления (ещё бы, ведь каждому предстоит переизбираться!). Коммунисты и аграрии начали скандировать: “Позор! Позор!”. Жириновцы превратили праведный гнев в фарс, начав им в ответ кричать хором: “Шайбу! Шайбу”. Глава аграрной партии Харитонов вручил президиуму Думы и руководителям фракций хлеб-соль со словами: “Я даю вам русский, славянский хлеб, пока ещё выращенный на русской пашне”. Телефон приёмной Путина (а говорят, что и личная линия тоже) разрывался от звонков, умело подготовленных вышеупомянутыми политическими силами. Так или иначе, Земельный Кодекс был-таки принят. Но он касался лишь земель несельскохозяйственного назначения. Видимо, побоялись тогда форсировать события…
Президент оговорился как-то, что Земельный Кодекс очень нужен, поскольку “неурегулированность земельного вопроса тормозит привлечение инвестиций в Россию”. Этот комментарий даёт возможность понять, откуда “растут ноги” у проблемы.

Члены Совета Федерации, изначально лояльные ко всем президентским начинаниям, сразу поддержали ЗК. Участие владимирских представителей исполнительной и законодательной власти в голосовании можно охарактеризовать как ничью: голоса разделились, не давая возможность нам, рядовым избирателям, сделать чёткий вывод о том, какие же истинные убеждения движут руководителями областной властной верхушки, и насколько они едины между собой.

Так или иначе, всем нам, владельцам садов и огородов, не стоит пока опасаться каких-либо репрессий в отношении наших участков. Кодекс гарантирует их безвозмездную передачу в нашу собственность (правда, только единожды), потому что мы за землю и так заплатили. Основная опасность в том, что на Российские земли станут претендовать богатые иностранцы, которые имеют возможность сейчас за бесценок скупить огромные несельскохозяйственные площади, ведь цена для них смехотворна. Правда, ЗК запрещает иностранцам или лицам, не имеющим гражданства, покупать российскую землю, но ведь никого нынче учить не надо, как оформлять документы на подставные фамилии. А несельскохозяйственные земли – это и леса, и реки и, наконец, территория, занимаемая промышленными предприятиями!

Одна надежда: пока все нововведения не затрагивают сельскохозяйственных земель, лакомый кусочек – всё богатство российского чернозёма, находится в руках государства и не подлежит разбазариванию.

P.S. Свежие новости: председатель Государственной Думы Геннадий Селезнёв, находящийся в Париже для участия в работе Большой франко-российской парламентской комиссии, сообщил, что в ближайшее время на рассмотрении Госдумы будет минимум три закона об обороте в России земель сельскохозяйственного назначения. По его словам, существует вариант закона фракции СПС, Агропромышленной группы и правительственный проект, который также будет предложен для рассмотрения. “Закон, который будет определять характер регулирования отношений с землями сельскохозяйственного назначения, очень сложный, – подчеркнул он. – Все будет очень не просто, многие даже ставят вопрос о том, чтобы данная тема была вынесена на референдум”.
Тот же сценарий, что и раньше. Сказав “А”, говори и “Б”…

Время написания: 2001 год.

Putin

© Putin's personal page • 2004

Hosted by uCoz