БУДЕТ ЛИ В РОССИИ КОНТРАКТНАЯ АРМИЯ?

Было бы несправедливо обойти вниманием эпохальную реформу, которую предстоит прямо или косвенно пережить подавляющему большинству жителей России – реформу Вооружённых сил.

Тем более что она, в отличие от некоторых других реформ, проходит как-то тихо, не слишком возбуждая наш интерес через средства массовой информации. Возможно виной тому система, которая ещё с советских времён возводила стену между военнослужащими и обычными гражданами, препятствуя распространению информации обо всём, что происходит в армии. А возможно, что у мирных людей, не нюхавших воинской жизни, и у самих хватает проблем, чтобы сосредотачивать своё внимание на этом.

Говоря сегодня о реформе Вооружённых сил, я стану излагать собственную точку зрения, которая будет иногда отличаться от общепринятой. Уверен, что многие, кто не понаслышке знает о том, что такое армия, согласятся со мной. Я родился в семье кадрового военного тогдашней Советской Армии, в закрытом военном городке равноудалённом от всех центров цивилизации, поэтому к моменту, когда впервые начал воспринимать высокопарные речи политиков о наших Вооружённых силах, уже знал так называемую “кухню”. Кроме того, до сих пор среди моих ближайших родственников есть действующие военные, которые много и часто без прикрас рассказывают о том, что и как делается в нашей армии сегодня.
Итак, реформа Российской Армии – один из далеко идущих планов нынешнего руководства государства. Перечислю вкратце её этапы, официально предъявляемые нам идеологами реформы:

- Первый – подготовительный и, пожалуй, наиболее важный этап, продлится до 2004 года. Цель этого этапа – обоснование возможности перехода на добровольный способ комплектования;

- Второй – исполнительный. Он продлится до 2010 года и будет направлен на постепенное наращивание приоритетной основы всех военнослужащих, проходящих службу по контракту;

- Третий – завершающий. Он необходим для изучения итогов перехода на службу по контракту, нормативно-правового закрепления статуса военнослужащего.

Теперь скажем ещё проще, основываясь на окончательном варианте федеральной целевой программы, принятой Правительством РФ несколько месяцев назад – всё, что будет происходить с нашей армией в ближайшие годы можно свести нескольким постулатам.

С 2005 года призывников не будут посылать в “горячие точки” – теперь это прерогатива контрактников. К концу 2007 – началу 2008 года, как заявил министр обороны Сергей Иванов, срок службы по призыву сократится с двух до одного года. Сейчас в Вооружённых силах проходят службу уже 130 тысяч контрактников, то есть 22% от всей численности солдатских и сержантских должностей. К концу 2007 года на контракт планируется перевести ещё 147,5 тысяч из частей постоянной боевой готовности.

Разговоры о контрактной армии начались ещё в конце 80-х годов прошлого века, когда шаг за шагом стал разрушаться “железный занавес” и на нас с экранов телевизоров и журнальных страниц стали взирать бравые вояки-представители армий США и других стран. Наши недокормленные солдаты срочной службы бледновато выглядели на их фоне в застираных гимнастёрочках цвета выцветшего хаки. Помню, какое неизгладимое впечатление на меня произвел репортаж о таких же “срочниках” одной из “забугорных” армий, которые утром приходили в казарму как на работу, а вечерком разъезжались по домам на своих сверкающих авто. Мечта! Но, как и любая мечта, она имеет свойство не осуществляться.
Солдаты срочной службы в нашей армии – это бесплатная рабочая сила, не имеющая прав, а лишь сплошные обязанности. Она всеми понукаема, подвергается частым истязаниям со стороны как старослужащих, так и старших по званию – это правило из которого бывают исключения, но они лишь подтверждают правило. Тот же министр обороны Сергей Иванов как-то заявил, что за 2002 год количество военнослужащих, самовольно оставивших место службы, снизилось на 21%, а хищений боеприпасов и государственных средств соответственно на 44 и 42%. Зато по информации Главной военной прокуратуры только в первой половине прошлого года военные прокуроры рассмотрели более 40 тысяч обращений и жалоб военнослужащих по поводу ущемления их конституционных прав, что на 16% больше показателя прошлого года. В текущем году динамика сохраняется. Только в 2002 году зафиксировано около двух тысяч фактов неуставных взаимоотношений, от насильственных действий пострадали 2,5 тысячи человек. Так кому же верить? Телевидение постоянно радует нас историями о солдатиках, которые покидают свои части, перестреляв от отчаяния своих сверстников и офицеров. О снижении морального состояния и дисциплины не только среди низовых звеньев в войсках, но и в высших эшелонах ВС РФ говорит недавний инцидент с генералом Геннадием Трошевым, который, как известно, отказался отбыть для дальнейшей службы в Сибирь, причем сделал это публично, в результате чего был отправлен в отставку. Заметим, он был командующим самого боевого военного округа в РФ. И, к сожалению, это не единичный факт. Например, взаимоотношения главкома ВМФ Владимира Куроедова и теперь уже бывшего командующего Черноморского флота Комоедова были доведены до судебного разбирательства. Как тут не сосредоточить все свои силы на реформе?

По заявлению Иванова в среднем солдат-контрактник будет получать 6 тысяч 300 рублей, а в “горячих точках”, например, в Чечне, – около 15 тысяч рублей. Сможет ли государство привлечь желающих на такую зарплату? Возможно…

И вот тут-то возникает основное противоречие, перечёркивающее все благие намерения, ради которых и проводится реформа Российской армии: если такая замечательная заработная плата будет у солдатов-контрактников (у офицеров-контрактников, соответственно, ещё лучше!), то какова же будет реакция на это других солдатов и офицеров, которым не посчастливится попасть в разряд избранных? А таких будет не много ни мало, а половина всей армии. Они будут исполнять одинаковые обязанности, их семьи будут жить рядом, а дети играть в одной песочнице. Только контрактники будут получать на порядок больше! Раскол неизбежен, а уж как он скажется на моральной обстановке, а, следовательно, и на боеспособности всей армии, гадать не приходится…

Да и пойдут ли вообще служить в армию пацаны даже год, когда со второй попытки депутаты приняли поправки к закону об альтернативной гражданской службе, позволяющие призывникам проходить такую службу по месту жительства – то есть дома, поскольку затраты на дорогу и размещение новобранцев слишком обременительны для армии.

Ещё одно сомнение возникает, когда встречаешься со следующей цифрой: как обещал Сергей Иванов, полностью проблема обеспечения военных квартирами будет решена к 2015 году, и в первую очередь это произойдет за счет увеличения жилищного фонда с помощью ипотечного кредитования. Только к 2015? А как же жить военным до того времени? Тем более, что кредит – это когда нужно возвращать. Контрактники, возможно, худо-бедно наскребут, а остальные, не обласканные жалованьем, но такие же защитники Родины? Ипотека в нашем государстве не сложилась и вероятно не сложится, если в корне не изменятся условия кредитования. Судите сами: вы настолько стеснены жилищными условиями, что готовы взять кредит, скажем, на 300 тысяч рублей (хотя у нас в городе однокомнатная квартира уже давно стоит дороже). Так как человек вы небогатый, вернуть эти деньги вы сможете лишь за 10 лет, возвращая из своей зарплаты 30 тысяч рублей в год, то есть 2,5 тысячи рублей в месяц (большинство из нас получает немногим больше…). Однако кредит даётся под проценты. Обычно они составляют около 20-25% в год. Поэтому через десять лет вам придётся вернуть уже не 300 тысяч, а втрое больше. Причём я не специалист и не буду обстоятельно рассчитывать реальную сумму, дополнительно учитывая проценты, начисляемые на проценты. Понятно, что для того, чтобы взять подобный ипотечный кредит вам нужно быть как минимум Рокфеллером. Обеспеченные люди и так в состоянии купить себе квартиру, обычным труженикам ипотека в таком виде тем более не нужна. Очевидно, что военные, которые не попадут в категорию контрактников, вряд ли смогут воспользоваться услугами ипотеки. По-моему министр понимает это не хуже нас.

На “закуску” ещё один вывод. Реформу армии разработало и нынче внедряет в жизнь министерство обороны РФ, в подавляющем большинстве состоящее из тех же функционеров, которые “родили” нынешнюю систему и неплохо при ней устроились. Уже сейчас заявляется во всеуслышанье, что чего-то… как-то… не понятно куда делись деньги, отпущенные на реализацию первого этапа реформы… То ли ещё будет!

Время написания: 2003 год.

Putin

© Putin's personal page • 2004

Hosted by uCoz