ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ?

В череде систем, подлежащих реформированию, не последнее место занимает образование, которое не так давно называлось народным, а теперь это определение как-то стыдливо отпало. Действительно, уже сегодня количество студентов, получающих образование в ВУЗах на платной основе, колеблется в рамках 40 – 50% от всех обучающихся. Причём, платное образование затронуло и среднее звено – пруд пруди техникумов и колледжей (так благозвучно ныне называются ПТУ), которые предоставляют платные образовательные услуги.

Так или иначе, нынешняя система платного образования сложилась достаточно стихийно и имеет лишь косвенное отношение к реформированию, которое вскоре затронет практически все ВУЗы, включая и негосударственные, а также школы и пресловутые колледжи. Эта проблема неизбежно коснётся и химзаводчан, потому что многие из них имеют взрослых детей, которые в ближайшем или далёком будущем окончат среднюю школу и будут озабочены проблемой поступления в институты и университеты. Система реформирования образовательной сферы разработана тем же самым Центром стратегических разработок, возглавляемым Германом Грефом, о котором так много писалось и говорилось и которому мы уже обязаны пенсионной и жилищно-коммунальной реформами.

В своём недавнем выступлении перед преподавателями Уфимского государственного нефтяного технического университета Президент России Владимир Путин подчеркнул, что одной из главных государственных задач считает необходимость сократить и по возможности остановить отток из страны квалифицированных кадров. Следовательно, по его словам, необходимо озаботиться повышением зарплат научным работникам и преподавателям. Глава государства сообщил, что в целом в 2003 году заработная плата у данной категории работающего населения возрастёт почти в два раза по сравнению с 2002 годом и составит в среднем 2256 (и только-то?) рублей.

Где государству взять средства на эту и другие расходные статьи бюджета? В результате реформирования системы образования данный вопрос должен отпасть сам собой.

Необходимость реформирования системы среднего образования возникла давно. Сейчас все выделяемые школам деньги тратятся на покрытие текущих издержек (выплата зарплаты, ремонт зданий и т.д.). В такой ситуации не приходится рассчитывать на то, что учителя и администрация захотят, урезав свои нищенские зарплаты, потратить сэкономленные крохи на внедрение и совершенствование новых методов обучения. Увеличение количества новых предметов и нагрузки по существующим привело к тому, что среднестатистический старшеклассник вынужден тратить на учёбу (включая выполнение домашних заданий) свыше 50 часов в неделю. Поэтому принято решение увеличить время обучения в школе с 10 до 12 лет. Кто-то неглупый назвал эту систему мечтой второгодника: учиться меньше, но дольше. Так или иначе, уже в 2001 году начались первые эксперименты по внедрению новой системы в некоторых регионах России. Их результаты пока не представлены на всеобщую оценку, но есть шанс, что рано или поздно все школьники в нашей стране будут учиться на два года дольше, нежели сейчас.

Кроме того, будет уменьшена учебная нагрузка. Скорее всего, будут сокращены программы по физике, химии и биологии. Более того, все обязательные предметы будут бесплатны, а за дополнительное образование денежки из своих кошельков достанут родители. Есть шанс, что у старшеклассников появится возможность посещать профильные классы и получать те знания, которые пригодятся для поступления в опредёлённый ВУЗ. Этот принцип перенят у западной системы образования, где растят узких специалистов и где выпускники школ могут не знать, где находится Африка, но прекрасно разбираться в сложных компьютерных программах.

Дальше начинается самое интересное. В школах вводится единый Государственный экзамен (ЕГЭ), который одновременно является и выпускным и вступительным в ВУЗ. Он заключается в тестировании по некоторым предметам, из перечня которых исключено сочинение из-за того, что, по мнению авторов реформы, трудно найти объективные критерии для его оценки. В таком случае, зачем вообще тратить время и силы на изучение таких непростых предметов, как русский язык и литература?

По результатам тестирования выдаются именные сертификаты. Отличники получают сертификаты “А”, унылые троечники – “Г”. Те, кто не справится с ЕГЭ получат сертификат “Д”, для которого путь к дальнейшему образованию практически закрыт. Самые наиумнейшие (победители профильных олимпиад и т.д.) получат сертификат “А+”. Сертификаты будут являться возможностью для автоматического поступления в ВУЗы. Тем самым вступительные экзамены полностью отомрут за ненадобностью. Теперь внимание: далее начинает функционировать система Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Она заключается в том, что учёба полностью будет оплачиваться государством лишь тем, кто получил сертификаты “А+”, обладателям сертификатов с “А” по “В” – частично, “Г” – вынуждены будут оплачивать всю сумму получения высшего образования из собственного кармана. Поясним на доступном примере: обучение в ВУЗе, допустим, стоит 20 тысяч в год. Государство выделяет 15 тысяч обладателям сертификата “А”, 10 – сертификата “Б” и 5 тысяч рублей – получившему сертификат “Г”. Остальное родители, будьте добры, найти в семейном бюджете, если желаете, чтобы ваше чадо через энное количество лет смогло похвастаться университетскими “корочками”. В ВУЗах по-прежнему будет выплачиваться стипендия, которая по планам должна возрасти до 70% от прожиточного минимума, но для того, чтобы её получать, студенты должны быть малоимущими. Как высчитывается этот показатель – всем известно…

Система должна начать активно функционировать лишь к 2005-2006 годам. Комментируя всё вышеизложенное, хочется привести результаты опроса наших соотечественников, проведённого фондом “Общественное мнение”. Оказывается, что не одобряют возможность получения платного высшего образования 71% россиян, 63% выступают против введения двенадцатилетнего школьного обучения и 17% не готовы согласиться с повсеместной системой тестирования и единого Государственного экзамена. Но когда представители власти интересовались общественным мнением?

Спорных вопросов по реформе образования хоть отбавляй. Поэтому обо всём по порядку.

Во-первых, пока неясно, смогут ли школьники пересдавать ЕГЭ. Если вступительные экзамены в ВУЗ являлись для многих вторым шансом, то сегодня они этой возможности лишены. Сертификат, полученный после ЕГЭ, будет являться ярлыком, повешенным на человека на всю его жизнь. По разным причинам многие из молодых людей весьма посредственно заканчивают школу, но, хорошо подготовившись, на “отлично” сдают вступительные экзамены в институт.

Во-вторых, получить сертификат “А+” будет очень сложно, если не сказать невозможно. Судите сами: нужно показать суперподготовку по всем тем предметам, которые войдут в ЕГЭ, да ещё и на олимпиадах удачно “засветиться”. Много ли существует учеников с таким уровнем? Едва ли наберётся 2-3 из всего выпуска.

Молодость беспечна, и поэтому планы большинства молодых людей в старших классах сильно отличаются от тех, что они начинают разрабатывать позднее. Именно поэтому существует такое количество людей, которым перевалило за 30 лет, желающих получить-таки высшее образование. В старших классах школы их не особо интересует успеваемость – совсем иные интересы имеет среднестатистический подросток в “нежном” возрасте. Но эти люди зачастую обладают замечательными способностями и, приобретя позднее необходимую мотивацию, заканчивают ВУЗы с “красными” дипломами. Благодаря реформе, на этих людях можно ставить крест.

Недостатки тестирования всем давно известны, и нет смысла их перечислять. Тестирование – это лотерея, в которой удачный результат в гораздо большей степени зависит от воли случая, чем в обычной экзаменационной схеме. Разработчики реформы образования имеют своё мнение по этому поводу, утверждая, что тестирование полностью исключает возможность субъективного отношения членов экзаменационной комиссии к выпускнику. Однако факт остаётся фактом – система тестирования, как, впрочем, и все остальные постулаты реформы, как под копирку “слизаны” с американской – одной из самых неполноценных образовательных систем во всём мире.

Не совсем понятно, как будут обстоять дела с получением второго высшего образования. Вероятно, каждый, кто захочет его получить, как и сейчас, будет полностью оплачивать всю сумму, требуемую ВУЗом, независимо от того, какой именно сертификат он получил в результате ЕГЭ.
Разработчики реформы рассчитывают, что после введения ЕГЭ, перестанут нести взятки преподавателям ВУЗов, которые в состоянии помочь непутёвому абитуриенту поступить. Возможно, так и будет (хотя я лично сомневаюсь, ведь после поступления в университет, там ещё нужно учиться и, наконец, успешно защитить диплом – чем не поле деятельности для продолжения активного взяточничества?), хотя, скорее всего, теперь объектом дачи взятки будут школьные учителя. Никого не хотелось бы обидеть, но уверен, что среди их числа обязательно найдутся люди, которые при небольшом финансовом вливании согласятся слегка подправить результаты тестов. О какой честности среди учителей можно говорить, если после планируемого повышения даже заслуженные педагоги с высоким разрядом станут получать зарплату, едва превышающую прожиточный минимум? А завтра, в результате коммунальной реформы, мы станем платить огромные деньги за жильё. Я молчу об инфляции, которая с лихвой “съедает” любое повышение.

Мой университетский преподаватель истории любил говаривать, что Россия – единственная страна, которая перенесла с петровских времён более 200 различных реформ, тогда как их количество в других европейских странах не превышает 60. По сути дела, мы постоянно живём в эпоху реформ. Причём, итог этих реформ складывается не в нашу пользу. Резюмируя всё вышеизложенное, касающееся реформы системы образования, невольно радуешься, что высшее образование уже позади, и одновременно испытываешь искреннее сочувствие к студентам (а главное, к их родителям), которым ещё предстоит пройти этот этап своей жизни.

Время написания: 2003 год.

Putin

© Putin's personal page • 2004

Hosted by uCoz